В этом разделе вы можете узнать:
- интересные факты о колодцах
- какие приметы и верования, связанные с колодцами, существовали у разных народов
- старинные пословицы и поговорки о колодцах
и многое другое!
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О КОЛОДЦАХ
После того, как напился, легко забывается человек, вырывший колодец.
Один человек роет колодец, тысяча людей пьют воду.
Иглой колодец не выкопаешь.
Пустой колодец росой не наполнится.
Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Колодец не высох – жажда терпима.
Выроешь колодец глубоко, будет вода стоять высоко.
Когда вспыхнет пожар, поздно копать колодец.
Накрыл колодец после того, как в него свалился.
Не засыпай колодца: воды попить придется.
На дне колодца рыбы нет, в пословицах лжи нет.
Плох тот колодец, в который приходится носить воду.
Где по зарям первый пар (туман) ложится, там копай колодец.
Любой исследователь, который решит подвергнуть тщательному анализу мифологию народов мира, чтобы обнаружить самое мистическое сооружение, будет крайне удивлен. Ведь в результате неожиданно выяснится, что самым таинственным в человеческой цивилизации окажется... обыкновенный колодец.
Именно с колодцем, природным или созданным руками человека, связано большинство загадочных легенд и мрачных преданий. Да что далеко ходить, достаточно вспомнить русские сказки. Впрочем, и в реальной жизни истории, связанные с колодцами, довольно редко имеют счастливый конец...
ПРЕДАНИЯ О ВОДЕ КОЛОДЕЗНОЙ
Известный отечественный этнограф-славянист А. А. Тюняев, много лет занимавшийся изучением быта древних славян, в своих работах утверждает, что на Руси испокон веков существовала загадочная традиция постройки в деревнях не одного, а сразу двух общественных колодцев. Первый из них располагался в центре селения, второй — за околицей на опушке леса. Считалось, что таким образом селяне договаривались о мирном сосуществовании с таинственными хозяевами леса.
Причем воду для бытовых нужд брали в колодце, расположенном в центре селения, и только в крайнем случае — в колодце, принадлежащем духам леса. Нередко в деревнях можно услышать предание, будто колодец является своеобразным порталом перемещения в подземный, потусторонний или параллельный мир. В то же время странники, путешествовавшие по монастырям России, считали, что с колодезной водой можно разговаривать и даже видеть в ней грядущее.
Нередко, останавливаясь у того или иного колодца, они подолгу смотрели на воду, а затем, пополнив запасы, оставляли около водоема какую-либо вещь, веря, что необычный ритуал позволит им целыми и невредимыми добраться до следующего колодца на их пути.
Сложно сказать, в какой области лежат истоки популярной на Руси традиции перед уходом на войну окроплять оружие водой из колодца родного села. Тем не менее до сих пор считается, что освященное подобным образом оружие в несколько раз лучше будет разить врага. С другой стороны, в тот момент, когда деревню должен был занять враг, ценные вещи, имевшиеся в селении, прятали на дне колодца. Колодцы в заброшенных деревнях до сих пор очень популярны среди кладоискателей.
ВРАТА ИНОГО МИРА
Было бы ошибкой думать, что исключительно славянские племена считали колодезную воду целебной, а сам колодец— парадными вратами иного мира. Так, например, в кельтском эпосе, у древних народов, населявших Британские острова, существовал собственный культ сакральных колодцев, элементы которого сохранились до наших дней.
Ирландский колодец Бригит. Два гранитных камня с ложбинками под аркой называют «ботинками Бригид» или её «коровами». Через эти камни проходит поток воды из колодца.
Большинство кельтских колодцев представляют собой источники, выложенные по кругу природными валунами. В том случае, если колодец почитается до сих пор, на деревьях вокруг него можно увидеть разноцветные ленты и просто лоскуты ткани, привязанные на исполнение желания. Подобные колодцы даже получили ироничное прозвище — «лоскутные колодцы».
Те колодцы, которым в дар оставляли булавку, втыкая ее в кору дерева, стоящего неподалеку, называются «булавочными». В дохристианские времена к подобным водоемам приходили, чтобы излечиться от недуга или узнать будущее. Вера в необычные способности колодезной воды была настолько велика, что пришедшие в эти места христианские священники были вынуждены вести длительную войну с колодцами. Война была проиграна, и языческие колодцы «переподчинили» христианским святым. Колодцы различают и по их целебным способностям.
Например, крайне популярны те, вода из которых позволяет женщинам забеременеть. Самый известный из них — колодец Ребенка, расположенный в Оксфорде. Как и русские колодцы, водоемы современной Великобритании скрывают в себе множество кладов. На их дне находят оружие, предметы быта, тысячи золотых монет и, разумеется, скелеты.
СОН В РУКУ
Самый знаменитый в Англии — колодец Святого Мэдрона. Это небольшой источник с зеленоватой водой, обложенный по кругу овальными булыжниками. Считается, что каждый человек, кто проспит ночь или хотя бы несколько часов на кровати Мэдрона — специальном крупном валуне неподалеку от колодца, — во сне непременно увидит собственное будущее и будет исцелен от мучающих его заболеваний.
Интересно отметить, что еще в античном мире были широко распространены подобные «сонные» способы общения с колодцами и целебными источниками. Чудесные исцеления во сне около колодца святого Мэдрона фиксировали даже священники.
Британские ученые, заинтересовавшись феноменом колодцев, неподалеку от которых человека действительно клонит в сон, обнаружили, что большинство из них имеют повышенный радиационный фон. Возможно, именно этот фактор вызывает пророческие сновидения и ускоренное исцеление от ран и болезней.
В кельтской мифологии есть свое объяснение необычным способностям колодезных вод. Кельты считали, что все колодцы их земли проистекают из единого источника в ином мире. В нем они соединяются с водами единого Колодца Мудрости. Неудивительно, что древние кельты, а затем народы, населявшие Британские острова, просили у колодцев знаний и мудрости иного мира. Существовал даже специальный обряд: чтобы установить связь с существами потустороннего мира, необходимо было выпить колодезную воду из чаши, сделанной из человеческого черепа. И ведь пили!
КОЛОДЕЗНЫЕ ТАЙНЫ
С древнейших времен у славян существует обширный перечень правил и табу, которые необходимо соблюдать во время посещения колодца:
• Нельзя набирать и пить воду из колодца в Юрьев день: считается, что в этот день земля выпускает яд.
• Категорически нельзя ходить по воду к колодцу женщинам во время месячных, беременности или роженицам.
• С древнейших времен в засуху, чтобы вызвать дождь, крестьяне совершали у колодца молебны, обходили его с иконой и хлебом-солью, иногда даже колотили палками воду в колодце.
• Славяне верили, что в колодце по ночам купается нечистая сила, а около него живут духи различных болезней. В самом же колодце, по их мнению, обитает колодезник, водяной или русалка.
• Колодец является местом связи с потусторонним миром. Наши предки верили, что на заре в колодезной воде можно увидеть своих умерших родственников и поговорить с ними.
• Используя колодец как окно в потусторонний мир, славяне кормили своих предков и нечистую силу и просили у них помощи в делах, крепкого здоровья и обеспечения удачи.
• Во время свадьбы, наутро после брачной ночи, в России и Белоруссии невесту отправляли за водой к колодцу. Подойдя к источнику, женщина должна была оставить около него кусок свадебного пирога, сыр и немного денег. Считалось, что этим ритуалом невеста приобщается к роду мужа, знакомясь с его почившими предками.
ВЕДЬМИН КОЛОДЕЦ
Во всем мире известно, что самые сильные колдуны живут на севере Европы. Вот и самый удивительный колодец, созданный, как говорят, нечистой силой, расположен на территории бывшего СССР, в Эстонии. Местные жители на полном серьезе утверждают, что в деревеньке Тухала собираются на свой шабаш ведьмы, колдуны, водяные, лешие и прочая нечисть. После официальной части они отправляются париться в подземные бани. В этот момент вода в колодце закипает и бурлящим потоком выплескивается наружу.
Самое удивительное, что подобное явление действительно несколько раз в году наблюдают не только местные жители, но и многочисленные туристы. В чем тут дело и что это за черти парятся в подземных банях, смогли объяснить ученые. Оказывается, под деревней Тухала расположено несколько карстовых пустот.
Так вот, когда вода под давлением выходит из пустот, она начинает закипать. Неудивительно, что «банный день» у чертей обычно происходит во время весенних паводков. Как правило, колодец изливается один-два раза в год, а в 1981 году бурление происходило шесть раз!
КОЛОДЕЦ БОГА
Иногда под колодцами понимают природные образования, создание которых приписывают... богам. Одним из самых известных божественных колодцев считается легендарный колодец Тора. Того самого бога грома из скандинавской мифологии, блокбас-теры о похождениях которого сегодня являются лидерами мирового кинопроката. В США на мысе Перпетуа, штат Орегон, расположен уникальный колодец, названый именем Тора.
Как гласит легенда, когда-то в прибрежной полосе на местных скалах встречались двое возлюбленных. Но однажды девушка так сильно приревновала своего любимого, что в ярости убила его ударом острого ножа прямо в сердце. Наблюдавший с небес за развязкой любовной драмы Тор превратил кровь юноши в раскаленную лаву, которая прожгла в земле дыру и ушла в нее. С тех пор неподалеку от берега среди острых камней зияет отверстие диаметром 5 метров.
Во время прилива вода наполняет этот колодец и затем выбрасывает вверх столб воды на высоту до 6 метров. Те, кто наблюдал это зрелище своими глазами, утверждают, что забыть его просто невозможно. Фотографы со всего мира едут на мыс Перпетуа, чтобы запечатлеть прекрасный и неистовый колодец Тора.
ЧЕМПИОН ВСЕГО НА СВЕТЕ
А вот история индийского колодца Чанд Баори даже попала на страницы Книги рекордов Гиннесса. Этот колодец настолько удивителен, что является рекордсменом сразу по нескольким номинациям. Во-первых, даже в самые засушливые годы в нем всегда есть вода.
Во-вторых, Чанд Баори самый глубокий из рукотворных колодцев. В-третьих, по преданию, он был вырыт всего за одну ночь призраком, приглашенным из потустороннего мира местным колдуном. Хотя на самом деле строительство колодца велось не один год.
Находится Чанд Баори в пределах храма Харшат Мата — индийской богини радости и счастья. Единственное неудобство — это практическое использование колодца, построенного в форме перевернутой четырехгранной пирамиды. Для того чтобы набрать воду, приходится спускаться к воде на глубину более 30 метров (шестиэтажный дом) по скользким каменным ступеням, минуя 13 ярусов-выступов, расположенных по стенам пирамиды.
КОЛОДЕЦ ПОСВЯЩЕНИЯ
Влияние колодцев на сознание мистически настроенных людей оказалось так велико, что даже знаменитые масоны решили создать специальный колодец для проведения своих обрядов. Это необычное сооружение в виде перевернутой башни находится в Португалии в муниципалитете Синтра. Расположен рукотворный колодец в дворцово-парковом комплексе Кинта да Регалейра. В 1892 году поместье за 25 000 реалов приобрел один из богатейших коллекционеров и меценатов конца XIX века Карвалью Монтейру.
На его деньги в 1904 году началось строительство дворца в стиле мрачноватой готики и масштабная реконструкция сада. Как любой богатый и независимый человек, Монтейру, являясь членом масонской ложи и исповедуя весьма специфические философские взгляды, приказал оформить пространство поместья строго в символическом масонском стиле.
Так внутри дворца появился знаменитый колодец Посвящения, в котором, по легендам, масоны проводили свои ритуалы. Очень интересно оформление колодца Посвящения. Под землю на глубину 27 метров спускается спиралевидная галерея, украшенная многочисленными арочными проемами. Сегодня лестница местами покрыта мхом, где-то потрескалась, что придает ей неповторимое загадочное очарование. Уходящая вниз вдоль галереи, она состоит из девяти пролетов, по 15 ступеней в каждом.
По задумке хозяина, каждый пролет символизирует один из девяти кругов ада, а также чистилище и рай, описанные в бессмертном сочинении Данте. Также в колодце заложено единство противоположностей, где реальный мир противопоставляется потустороннему, рай – аду, небо – преисподней. Человек, опускаясь по ступеням колодца, проходит символический обряд познания собственной души. На дне этого таинственного колодца можно увидеть компас, который нарисован сверху креста рыцарей Тамплиеров. Стена склепа украшена знаком «сияющего треугольника», который является символом масонства. Во многих местах на стенах написаны женские имена, предназначение которых неизвестно.
Вход в колодец Посвящения охраняется, если верить преданиям масонов, стражниками потустороннего мира. У входа также находится «Божественная терраса», защищенная двумя башнями «зиккуратами», которые по своей форме напоминают усеченные пирамиды, причем на их верхнем ярусе расположено святилище.
Колодец несет в себе некий скрытый и таинственный смысл, ничего здесь не построено случайно, но постичь эти загадочные знаки могут лишь те, кто посвящен в историю и философию масонов.
Дворец получился настолько живописным, что в 1995 году вошел в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а с 1998 года стал доступен для туристов.
КОЛОДЕЦ РАНИ-КИ-ВАВ
Рани-ки-вав (Rani Ki Vav) является всемирным наследием ЮНЕСКО, в переводе с индийского «колодец шагов королевы». Построен в 11 веке в городе Патан, Индия, по указу царицы Удайямати в память о покойном муже. В 13 веке в результате сильнейших землетрясений в этой местности, река Сарасвати прекратила своё существование, колодец завалило. Лишь спустя, около 700 лет, археологи раскопали колодец и полностью его отреставрировали. Под последней ступенью, спускающейся к воде, есть туннель, протяженность которого 30 км. Он ведет к городу Sidhpur, расположенного по соседству с Патаном. Этот тайный ход был построен для эвакуации короля в случае войны, сейчас проход забаррикадирован камнями. Конструкция имеет форму перевернутого конуса, лестница условно разделена на семь частей, каждая из которых украшена скульптурами. Всего скульптур насчитывается более 500 крупных и 1000 мелких. Резервуар с водой расположен на глубине 23 метра.
ГЛУБОЧАЙШИЕ КОЛОДЦЫ МИРА.
Уже более суток в Юго-Восточных Каракумах шла колонна наших бронетранспортеров. Привал сделали у колодца. И тотчас воины окружили его, заинтересовались работой вододобытчиков пустыни. В стороне работал трактор. К нему был прикреплен стальной трос. С его помощью трактор вытаскивал из колодца большую кожаную бадью. Один из чабанов выливал воду из бадьи в резервуар, откуда по мере надобности она выпускалась в поильные лотки.
Солдаты заглянули в колодец и не увидели дна. Проверили по карте его глубину — 250 м! — Вот это да! — ахнули они. — Расскажи о такой глубине где-нибудь в Калуге — не поверят. Колодец в пустыне! Как волнует он воображение человека, когда среди однообразных барханов видится ему группа домиков и юрт, а чуть в стороне и сам колодец, отгороженный от ветра и скота высоким плетнем из веток песчаной акации или саксаула.
Колодцы не утеряли своего значения и сейчас, когда в пустыне действует множество современных артезианских скважин. Как известно, здесь на водоносных горизонтах часто залегают горько-соленые воды. Они непригодны для питья. Даже привыкшие ко всему верблюды и овцы не пьют эту воду. Если в таком месте пробурить скважину, то из нее пойдет горько-соленая вода. А в колодцах, построенных народными умельцами на этом же месте, добывается пресная вода с относительно небольшой концентрацией соли. В чем тут дело? Соленая вода тяжелее пресной. Насос, поставленный в артезианской скважине, забирает воду без разбора, большей частью соленую. По-иному действует колодец. У самого низа его шахта расширена и напоминает колокол. Такая особенность в его конструкции позволяет скапливаться на вершине водяного столба линзе пресной воды. Она-то как раз и нужна жителям пустыни.
Классическими странами колодцев обычно считают Сирию, Аравию, Аргентину. На наш взгляд, среднеазиатские пустыни могут соперничать с ними по числу и глубине сооружений. В Сирии встречаются колодцы глубиной 45—60 м, в Аргентине — до 200 м. В Юго-Восточных Каракумах глубина отдельных колодцев достигает 296 м. Это край глубочайших колодцев земного шара!
Сооружение сверхглубоких колодцев требует от строителей упорного труда, большого опыта, героизма. Балы Эсенов за последние несколько лет построил в Каракумах 10 таких колодцев, углубившись в земную кору в общей сложности на 1058 м. Однако чемпионом строительства глубинных колодцев по праву считается Эсен Добыев из Байрам-Али. В колхозе «Коммунизм» им сооружено три колодца глубиной в 266, 273 и 274 м.
Не меньшей достопримечательностью наших пустынь следует считать колодцы другого типа. В Средней Азии, Иране, Аравии, Сирии вдоль старых караванных дорог сохранились сардобы. Это древнейшие куполообразные сооружения из жженого кирпича над сравнительно неглубокими, выложенными тем же кирпичом колодцами. А за Ашхабадом, на пути в селение Багир, можно встретить третий тип оригинального источника водоснабжения — кяриз. Кяризная система состоит из многих десятков колодцев, соединенных между собой по дну наклонной галереей. Подпочвенная вода скапливается в галерее и поступает самотеком к выходу. В Туркмении кяризов насчитывается около двухсот. Правда, многие из них ныне заброшены.
Город Колодцев.
Эта история похожа на незримую цепь, которая соединяет людей мудростью услышанных сказок. Мне ее рассказал один пациент, который, в свою очередь, услышал ее из уст удивительного человека, священника-креола Мамерто Менапасе. Я добавил в нее частичку себя и вот она перед вами.
В этом городе небыло людей, как во всех остальных городах планеты. В нем жили колодцы. Живые колодцы... Но все равно - колодцы. Колодцы отличались друг от друга не только месторасположением, но и закраиной (краем, который связывал их с внешним миром).
Некоторые колодцы были роскошные, с закраиной из мрамора и драгоценных металлов; были колодцы поскромнее - из кирпича и древесины, были и просто бедные, ничем не отделанные отверстия в земле. Общение жителей - из уст в уста - ничем не отличалось от общепринятого, только здесь это называлось "от закраины к закраине", и вести быстро распространялись от одного конца города к другому.
И вот однажды в городе возникла "новая мода", наверняка занесенная сюда из одной из деревушек населенной людьми. Она гласила, что каждое уважающее себя живое существо должно больше заботиться о своем внутреннем содержании, чем о внешнем виде.
И колодцы начали наполнять себя разными предметами. Одни выбирали для украшения, золотые монеты и драгоценные камни. Другие, попрактичней, наполнялись мебелью и бытовыми приборами. Были и те, которые предпочли искусство, и заполняли свое пространство картинами, концертными роялями, кто-то выбирал постмодернистские скульптуры. И, наконец, интеллектуалы. Их выбор - книги, идеологические манифесты и специализированные журналы.
Прошло время. Многие колодцы уже были наполнены до отказа, и в них больше ничего не помещалось.
Колодцы были с разнообразными характерами и темпераментом. Некоторые довольствовались уже имеющимся, другие же думали, что им нужно что-то предпринять, чтобы продолжить наполняться - мир же такой разнообразный и всегда найдется то, чего у тебя пока еще нет...а хочется, чтобы было.
Один из них решил опередить всех. Вместо того чтобы избавиться от некоторых вещей, он решил расширить свою территорию. Через некоторое время и у него появились последователи. Колодцы всеми силами стремились расшириться, чтобы было больше места для новинок. Как-то один совсем маленький колодец, находящийся далеко от центра города, заметил, что его товарищи чрезмерно вытягиваются, меняя свои привычные границы. Он подумал, что если так будет продолжаться, то края разных колодцев смешаются и они потеряют свою индивидуальность...
Может быть, именно тогда ему и пришло в голову, что есть другой способ увеличить свои возможности - расти не вширь, а вглубь. Стать глубже, а не шире. Но тогда он сообразил, что нужно освободиться от всего того, что у него есть, так как все его содержимое препятствовало бы этой затее. Если он хочет стать глубже, надо избавиться от всего старого...
Сначала он страшно испугался пустоты. Но так как другой возможности не было, он решился на это. Освободившись от всего, колодец становился все глубже и глубже, в то время как остальные присваивали себе то от чего он избавился...
А колодец, который становился глубже, однажды обнаружил кое-что, что его сильно удивило. Глубоко-глубоко, очень глубоко... Он обнаружил воду! Никогда раньше ни один колодец не находил воды. Колодец оправился от изумления и принялся играть с водой. Он брызгался, увлажняя свои стены, и, наконец, доигрался до того, что выплеснул воду наружу. Город знал только дождевую воду, но этого не хватало, чтобы город был зеленый и цветущий. Вот почему земля вокруг колодца, ожив от воды, начала просыпаться. Из дремавших в ней семян выросла трава, клевер, цветы. Появились слабенькие стебельки, которые потом превратились в деревья... Жизнь заиграла красками вокруг этого колодца, и его стали называть "Цветник".
Все спрашивали, как он добился такого чуда.
- Никакое это не чудо, - отвечал Цветник, - ищите внутри себя, в глубине.
Многие захотели последовать примеру Цветника, но как только узнавали, что для этого необходимо избавиться от всего, тотчас же отказывались от этой идеи. И продолжали расширяться и дальше наполняться различными вещами.
На другом конце города еще один колодец все же решил пойти на риск и выкинуть все, что имел...
И начал расти вглубь...
И он тоже нашел воду...
И когда он поделился ей с землей вокруг себя, в поселке появился второй зеленый оазис...
- Что ты будешь делать, если вода закончится? - спрашивали его.
- Я не знаю, что тогда будет, - отвечал он. - Но сейчас - чем больше воды я черпаю, тем больше ее становится.
Шло время. Через несколько месяцев пришло великое открытие. Как водится почти случайно. Оба колодца поняли, что вода, которую они нашли на дне была общей... Одна и та же подземная река протекала в глубине и связывала их обоих. Оно поняли, что для них началась новая жизнь. Они теперь могли общаться не только на поверхности, от закраины к закраине, как все остальные; поиск подарил им тайный язык, они обрели новые способы связи.
Они открыли для себя глубинное общение, которого может достичь лишь тот, кто наберется смелости освободиться от лишнего груза и найти в себе то, что может дать другим...
Хорхе Букай "Истории для размышлений" - Город Колодцев.